Официальный сайт дистрибьютора
и магазин справочных систем
Кодекс и Техэксперт
Корзина
Пока пуста
8-800-7000-140 Бесплатный звонок по России

с 4:30 до 18:00 в будни по Мск

Раскрытие информации о рисках в годовой бухгалтерской отчетности.

Источник: Консалтинговая группа "Аудит Санкт-Петербург"

Текст информации Минфина РФ №ПЗ-9/2012 "О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности" был размещен на официальном сайте Минфина РФ в сентябре 2012 года.

Документ содержит рекомендации МФ РФ о необходимости раскрытия в годовой бухгалтерской отчетности информации о рисках, которым подвержена деятельность отчитывающейся организации.

В российской практике соответствующее ПБУ, которое бы нормативно закрепило необходимость и порядок раскрытия информации о рисках деятельности организации в бухгалтерской отчетности, отсутствует. Минфин РФ не отрицает данный факт, но указывает со ссылкой на ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" на то, что для формирования у пользователей полного представления о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в финансовом состоянии организации в отчетность включается дополнительная информация, показатели и пояснения.

Одним из примеров такой дополнительной информации Минфин РФ называет информацию о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация. При этом раскрытие в отчетности информации о таких рисках Минфин РФ называет "одной из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации".

1) На кого, по мнению Минфина РФ, возлагается обязанность раскрывать в годовой отчетности информацию о рисках?

Прежде всего, требования о раскрытии информации о рисках Минфин РФ налагает на организации, публикующие свою отчетность.

Напомним, что по старому Закону о бухучете обязанность публиковать годовую отчетность была возложена на ОАО, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов). Все указанные организации обязаны были публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Вступивший в силу с 01.01.2013 новый Закон о бухучете говорит о том, что публиковать свою отчетность обязаны организации в случаях, установленных федеральными законами. Это фактически означает, что обязанность публиковать свою годовую отчетность сохранится за всеми теми, кто выше перечислен (обязанность публикации годовой отчетности ОАО предусмотрена в ГК РФ, кредитных организаций и страховщиков – в Законах "О банках и банковской деятельности" и "Об организации страхового дела в РФ" соответственно" и т.д.).

Дополнительно хотелось бы напомнить, что требования о публикации годовой бухгалтерской отчетности имеются также, например, в Законах "О СРО", "О консолидированной финансовой отчетности", "О жилищных накопительных кооперативах", "Об ООО" и "Об АО" (в случае публичного размещения ООО или ЗАО облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг).

Таким образом, именно для перечисленных выше организаций Минфин РФ предполагает обязательность раскрытия информации в годовой отчетности о рисках своей деятельности.

Но при этом Минфин РФ не указывает, что это требование действует только для них. Из этого можно сделать вывод, что для полного раскрытия пользователям всех существенных сведений в своей отчетности информация о потенциально существенных рисках может (иди даже должна) раскрываться вообще всеми организациями.

2) О каких рисках ведет речь Минфин РФ?

В рассматриваемом документе №ПЗ-9/2012 Минфин РФ упоминает следующие виды рисков:

а) финансовые риски, в том числе:

­ рыночные риски (риски изменения рыночных параметров, в частности, цен и ценовых индексов (на товары, работы, услуги, ценные бумаги, драгоценные металлы, др.), процентных ставок, курсов иностранных валют);

­ кредитные риски (риски неплатежей со стороны дебиторов);

­ риски ликвидности (риски неисполнения собственных обязательств перед кредиторами);

б) прочие виды рисков, в том числе:

­ правовые риски (риски изменения законодательства);

­ страновые и региональные риски (риски, связанные с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в странах и регионах, в которых организация осуществляет обычную деятельность или зарегистрирована в качестве налогоплательщика);

­ репутационные риски (Минфин РФ описывает данный вид риска, как риск "уменьшения числа заказчиков (клиентов) организации вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре и т.п.");

­ иные риски (например, риски истечения сроков значимых для деятельности лицензий, патентов или риски деятельности связанных сторон).

3) Каким образом Минфин РФ предлагает раскрывать в отчетности информацию о рисках?

Самое основное, что предлагает Минфин РФ в данной части – это учесть требования МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" (в РФ данный стандарт на русском языке введен приказом МФ РФ от 25.11.01 №160н).

Помимо этого в рассматриваемом документе №ПЗ-9/2012 Минфин РФ дает краткие рекомендации о порядке оценки каждого из перечисленных выше видов рисков, порядке классификации и группировки соответствующих показателей. Однако в целом рекомендации Минфина не носят характер, позволяющий сам документ №ПЗ-9/2012 применить в качестве нормативной основы подготовки соответствующей информации. По сути, Минфин РФ предлагает организациям определять порядок и объем раскрываемой информации самостоятельно, лишь давая общие направления о том, где и какие риски могут выявляться и что при этом может анализироваться и раскрываться.

4) В каком виде в отчетности представляется соответствующая информация?

Минфин РФ предлагает организациям возможность использования нескольких вариантов раскрытия информации в отчетности:

­ это могут быть дополнительные показатели и пояснения, приводимые в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках, оформленные в виде отдельного раздела таких пояснений;

­ это могут дополнительные показатели и пояснения, включенные в пояснения к соответствующим показателям отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях, финансовых вложениях);

­ это может быть отдельный отчет о рисках, подготавливаемый в качестве отдельного и самостоятельного документа, на который в финансовой отчетности дается отсылка (при условии его доступности для ознакомления всеми пользователями бухгалтерской отчетности).

В любом случае очевидно, что конкретный порядок раскрытия информации о рисках в годовой бухгалтерской отчетности (как и то, какие риски следует считать существенными и подлежащими раскрытию) организация должна определить самостоятельно и закрепить приказом в своей учетной политике.