Официальный сайт дистрибьютора
и магазин справочных систем
Кодекс и Техэксперт
Корзина
Пока пуста
8-800-7000-140 Бесплатный звонок по России

с 4:30 до 18:00 в будни по Мск

Рекомендации по составлению сводной бухгалтерской отчетности.

Источник: Консалтинговая группа "Аудит Санкт-Петербург"

Приказ МФ РФ от 14.09.2012 №126н "О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом МФ РФ от 30.12.1996 №112" (далее – приказ МФ РФ №126н) фактически устанавливает порядок, в котором на территории РФ прекращается действие приказа МФ РФ от 30.12.1996 №112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности".

Напомним, что указанные Методические рекомендации определяли правила, по которым в случае наличия у организации дочерних (доля участия более 50%) или зависимых (доля участия более 20%) обществ эта организация помимо собственной бухгалтерской отчетности составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких дочерних и зависимых обществ.

При этом следует признать, что со стороны контролирующих органов соблюдение требований о подготовке и представлении сводной бухгалтерской отчетности практически не контролировалось, по крайней мере, на практике мы со случаями предъявления каких-либо санкций за непредставление сводной бухгалтерской отчетности не сталкивались.

Фактически помимо аудиторов в ходе обязательного аудита и в некоторых случаях кредитных организаций и других лиц, принимающих решение о предоставлении ресурсов и инвестиций, вопросам сводной бухгалтерской отчетности мало кто уделял внимание.

В конце 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Он впервые на законодательном уровне в РФ ввел институт консолидированной финансовой отчетности и правила ее составления. При этом под консолидированной финансовой отчетностью Закон понимает отчетность, составленную по правилам МСФО (требующих помимо прочего учета результатов деятельности и финансовых показателей дочерних и зависимых обществ) и является обязательным для:

­ кредитных и страховых организаций

­ организаций, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

­ иных организаций, если о них будет сделано соответствующее отдельное указание в иных федеральных законах или если в учредительных документах конкретной организации будет установлена обязанность представления и публикации консолидированной финансовой отчетности.

Учитывая, что официальное признание в РФ и опубликование большинства МСФО на русском языке произошло в конце 2011 года, впервые обязанность по подготовке консолидированной финансовой отчетности в соответствии с требованиями Закона №208-ФЗ для большинства организаций (для кого это обязательно) возникает с отчетности за 2012 год.

Исключение составляют:

­ эмитенты допущенных к обращению на бирже облигаций;

­ эмитенты иных допущенных к торгам ценных бумаг в случае, если на момент вступления в силу Закона №208-ФЗ они подготавливали свою консолидированную отчетность по правилам, отличным от МСФО (например, на основе US GAAP).

Для этих лиц положения Закона №208-ФЗ вступают в силу с отчетности за 2015 год.

Понятия "консолидированной финансовой отчетности", введенное Законом №208-ФЗ, и "сводной бухгалтерской отчетности", установленное приказом МФ РФ от 30.12.96 №112, не тождественны. Так, сводная бухгалтерская отчетность готовится по правилам российских ПБУ, а представлять ее должны любые лица, имеющие дочерние и зависимые общества (не только те, чьи ценные бумаги допущены к торгам на бирже). Помимо этого, в отношении сводной бухгалтерской отчетности нет требований об обязательном аудите.

На основании этого мы сделали вывод о том, что введение с 2012 года для отдельных лиц требований формирования консолидированной финансовой отчетности не отменяет правил формирования и представления сводной бухгалтерской отчетности по правилам приказа МФ РФ от 30.12.96 №112.

Однако теперь приказом МФ РФ от 14.09.12 №126н предусматривается, что приказ МФ РФ от 30.12.96 №112 и утвержденные им Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности прекращает применяться:

­ для большинства организаций – с 01.01.2013;

­ для указанных выше организаций, для которых требования Закона №208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности вступят в силу с отчетности за 2015 год – Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности прекратят действие с 01.01.2016.

С этой же даты приказ МФ РФ от 30.12.96 №112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" в принципе утратит силу.

Таким образом, можно констатировать, что Минфин РФ принял решение о том, что консолидированная финансовая отчетность заменит собой сводную бухгалтерскую отчетность, хотя, как указано выше, круг лиц, которые должны формировать консолидированную финансовую отчетность, существенно уже того круга лиц, который должен был формировать сводную бухгалтерскую отчетность.

Вероятно, это связано с тем, что проводимая в последние годы экономическая политика показывает, что внимание уделяется исключительно тем субъектам экономики, которые представляют собой интерес для стратегических инвесторов, и в основном это компании, чьи ценные бумаги допущены к торгам на организованном рынке.

Приказ МФ РФ от 14.09.12 №126н "О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом МФ РФ от 30.12.1996 №112" вступил в силу с 01.01.2013.