Официальный сайт дистрибьютора
и магазин справочных систем
Кодекс и Техэксперт
Корзина
Пока пуста
8-800-7000-140 Бесплатный звонок по России

с 4:30 до 18:00 в будни по Мск

Отвечаем в WhatsApp

Маркировка продукции: подробный обзор

Одним из способов обеспечения легального товарооборота и защиты прав потребителей является маркировка продукции, которая обязательна для отдельных категорий товаров. Это техническая процедура,представляющая собой нанесение на товар специального штрихкода, зарегистрированного в информационной системе. Законом обязанность маркировать продукцию возложена на хозяйствующих субъектов, которые осуществляют её оборот. Это требование распространяется на товары, обращающиеся на всей территории Евразийского экономического союза, в соответствии с Соглашением между странами-участницами.

Какие товары обязательно маркировать

Закон о торговой деятельности предусматривает обязательное нанесение маркировки на следующие категории товаров:

  • включённые в соответствующий перечень;
  • в отношении которых Правительством РФ утверждены отдельные правила маркировки.

Идентификация вводится поэтапно, для разных видов товаров предусмотрены различные сроки её начала и прекращения оборота немаркированной продукции.

К товарам, подлежащим обязательной маркировке, в частности, отнесены:

Кроме того, на основании отдельных норм маркируются некоторые другие виды товаров, например, меховые изделия и лекарства.

Законодательством предусмотрена маркировка продукции на разных этапах её оборота.

При импорте товаров в страны ЕАЭС они, по общему правилу, маркируются до проведения таможенных процедур выпуска или свободной таможенной зоны. Для отдельных случаев Соглашением установлен другой порядок.

При производстве товары должны быть маркированы до их перевозки и предложения к продаже. Идентификационные знаки проставляются в месте их производства, упаковки или хранения.

К реализации продукция, требующая обязательной маркировки, может допускаться только при её наличии. Закон содержит также требование маркировать в процессе торговли:

  • продукцию, возвращённую покупателями;
  • товары, принятые для комиссионной продажи от физических лиц, не имеющих статуса ИП;
  • остатки товаров отдельных наименований (например, такое требование действует в отношении табачной продукции).

Правила маркировки содержат перечень исключений, на которые общие требования об обязательном нанесении идентифицирующих обозначений не распространяются. В него включены, например, экспонаты для международных выставок, гуманитарная помощь, товары, предназначенные для продажи в магазинах беспошлинной торговли, конфискат и некоторые другие виды. 

Как маркировать товар: пошаговый алгоритм

Общий порядок маркировки товаров установлен постановлением Правительства РФ № 515.  Для некоторых видов продукции (лекарства, меховые изделия) необходимо дополнительно учитывать специальные правила, установленные другими актами Правительства РФ.

Чтобы промаркировать товар, необходимо:

  • зарегистрироваться в ГИС «Честный знак»;
  • направить заявку на получение кодов оператору системы и получить их;
  • нанести штрих-коды на продукцию и передать информацию в систему.

Остановимся на каждом из этих этапов более подробно.

Регистрация

Информационная система «Честный знак» создана в целях мониторинга оборота товаров, для которых установлено требование об обязательной маркировке. Она позволяет отследить весь его путь, от производства до выхода из оборота, при помощи цифрового кода.

Чтобы зарегистрироваться в системе, необходимо направить оператору заявление, подписанное квалифицированной цифровой подписью руководителя организации. В нём должны быть отражены все сведения, перечисленные в п. 14 Правил. Подробная инструкция по регистрации есть на сайте честныйзнак.рф.

Если заявитель представил всю нужную информацию, в течение 5 дней оператор зарегистрирует его в ГИС «Честный знак» и предоставит доступ к личному кабинету.

Получение кодов

Заявка на коды маркировки подаётся оператору информационной системы в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил. Уполномоченной организацией для этих целей определено ООО «Оператор-ЦРПТ». Чтобы получить идентификаторы, с ним потребуется заключить договор, форма которого утверждена Минпромторгом России.

На основе заявки оператор формирует коды маркировки и направляет их заявителю при помощиспециальных устройств, предназначенных для регистрации эмиссии. Обеспечение пользователей такими устройствами возложено на оператора, оно может осуществляться путём непосредственной передачи или предоставления удалённого доступа.

Выбирать способ оснащения, по общему правилу, вправе пользователь. Однако для отдельных видов товаров может быть установлено императивное требование. Условия оснащения фиксируются в типовом договоре между сторонами, а сведения о предоставленных устройствах вносятся в информационную систему.

Нанесение кодов

Штрихкоды в машиночитаемой форме наносятся на предназначенный для этого материальный носитель, обычно на сам товар или упаковку. Техническое решение (этикетки, нанесение типографским или иным способом) пользователь может выбрать самостоятельно.

Правила нанесения маркировки различаются в зависимости от вида товара. Например, для молочной продукции предусмотрена возможность нанесения штрихкодов на упаковку (потребительскую или групповую), этикетку либо стикер. Для пива, помимо перечисленных способов, допускается размещение средства идентификации на кегах.

После нанесения кодов на товар информацию об этом надо направить в систему, иначе продукция будет считаться немаркированной. То же последствие влечёт передача данных с нарушением установленных требований.

Товары регистрируются в системе на основе заявления участника оборота. Этот документ должен включать определённые сведения, перечень которых различается для разных видов товаров.

Информация о том, что товар выбыл из оборота, также подлежит направлению в систему. Для этого применяются отдельные устройства регистрации. Оператор предоставляет и обслуживает их бесплатно, на основе типового договора, форма которого утверждается Минпромторгом.

Ответственность за несоблюдение требований законодательства

КоАП РФ предусмотрены административные штрафы за два вида правонарушений, связанных с несоблюдением норм закона о маркировке продукции:

  • за непредоставление сведений оператору ГИС и другие нарушения, связанные с направлением такой информации (ст. 15.12.1, ч. 2 ст. 6.34 КоАП);
  • за оборот немаркированных товаров или маркированных с нарушением (ст. 15.12, ч. 1 ст. 6.34 КоАП).

За реализацию товаров, не зарегистрированных в системе, правонарушителю грозит крупный штраф. Например, за оборот табачной продукции без средств идентификации его размер для юридических лиц может составить до полумиллиона рублей. Кроме того, предметы правонарушения конфискуют (в большинстве случаев) либо изымут и уничтожат (некоторые виды продукции лёгкой промышленности).

Маркировка товаров делает прозрачным его оборот и позволяет эффективно бороться с распространением контрафакта. Постепенно требование о регистрации в системе охватывает всё новые группы товаров. Например, в рамках пилотного проекта уже проводился эксперимент по маркировке БАДов, антисептиков, велосипедов. Не исключено, что этот список будет расширяться. Чтобы избежать административной ответственности, важно следовать нормам закона и обеспечивать маркировку товаров, для которых такое требование уже предусмотрено.

 

Получить доступ к документам по маркировке продукции  бесплатно


Подпишитесь на другие интересные новости нашего сайта.

Выберите отраслевую специализацию:

Лаборатория, стандартизация и метрология
Охрана труда, промышленная безопасность, пожарная безопасность, экология
Строительство и проектирование
Нефтегазовая отрасль и энергетика
Машиностроение и конструирование
Создание внутреннего фонда документов вашей организации
Автоматизация внутренних процессов производственной безопасности на вашем предприятии
Правовые системы для бухгалтеров, юристов и кадровой службы
Медицина
Госзакупки
Пищевая промышленность
Иное (указать в комментарии)
*Обязательные поля для заполнения

Запрос консультации

Компания: ФИО: Телефон:
+