Сколько времени вы тратите на поиск и устранение дефектов, которые появились в вашей продукции? Во многих случаях ответ может быть таким: «больше, чем хотелось бы».
Устранение дефектов качества после массового производства часто отнимает у производителя драгоценное время. Это и заказ новых комплектующих, и изготовление запасных единиц товара, и доработка продукции с её последующей, более жёсткой проверкой.
Можно, конечно, договориться с дистрибьюторами и организовать предпродажную подготовку товара, но это – дополнительные издержки, возможная потеря репутации и, во всяком случае, существенные потери времени. Между тем, выполнив несколько профилактических шагов перед началом производства, можно добиться заметного снижения количества дефектов.
Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Давайте рассмотрим наиболее важные шаги по предотвращению дефектов качества и то, как они могут помочь вам управлять качеством продукции.
Аудит системы управления качеством у потенциальных поставщиков
Многие производители предпочитают работать с поставщиками, которые сертифицированы по ISO 9001-2015. Они считают, что это даёт им некоторую уверенность в собственных производственных возможностях и процессах контроля качества.
Но тот факт, что предприятие получило сертификат ISO 9001, не означает, что там фактически применяются те же методы, которые заложены в стандарте. Не единичны, например, факты, когда требующийся сертификат получают, используя услуги недобросовестных аудиторов.
Под аудитом качества принято понимать систематическую проверку заводских систем менеджмента качества, обычно на соответствие стандартам ISO 9001. Наиболее объективную оценку технического уровня продукции поставщика даст анализ следующих вопросов:
• как организовано обучение персонала, и включает ли оно обучение сотрудников выявлению конкретных дефектов продукции;
• проводятся ли на предприятии предварительные проверки субпоставщиков, в ходе которых реализуются все необходимые требования к приёмке комплектующих;
• осуществляется ли контроль производства и процессов, который предусматривает проверку рабочих инструкций, стандартов качества, производственного оборудования, а также экологический контроль;
• в каком состоянии находится контрольно-измерительная и испытательная техника, своевременно ли выполняется калибровка инструментов и оборудования;
• организован ли на предприятии мониторинг качества, включающий в себя проверку предписанных ГОСТ Р 52549-2012 процедур контроля заготовок, полуфабрикатов и конечной продукции;
• каким образом выявляется продукция несоответствующего качества, выполняется ли её маркировка, оценка, утилизация или переделка;
• насколько хорошо организованы на предприятии упаковка, обращение и хранение произведенной продукции, включая защиту от возможных повреждений, порчи или загрязнения;
• в каком состоянии находятся записи о качестве, на основании которых можно произвести статистический анализ, отбор проб, другие корректирующие и предупреждающие действия (в том числе, и обработку жалоб клиентов).
В современных условиях аудит качества является обязательной частью сертификационного процесса, по итогам которого и выбирается предприятие-поставщик.
Информация, собранная в ходе такого аудита, может исключить риск работы с непроверенным предприятием, которое неспособно или не желает соответствовать вашим производственным стандартам.
Решающее значение для управления входящими и входящими потоками изделий имеют процедуры управления качеством на предприятии, находящиеся вне вашего контроля. Многие поставщики, например, закупают сырьё, комплектующие и сопутствующие детали, а также упаковку задолго до того, как их клиенты начинают заниматься контрольным мониторингом.
Некоторые «красные флажки» или признаки плохого управления качеством, которые могут выявляться в ходе проверки:
• отсутствие формализованных процедур входящего контроля качества или процессов проверки субпоставщиков;
• отсутствие лицензий, сертификатов, записей внутреннего аудита, технологических схем, рабочих инструкций и отчётов, которые содержат корректирующие/ предупреждающие действия;
• недостаточная подготовка персонала и отсутствие систематических записей о его обучении.
Аудит качества не ограничивается решениями по выбору поставщика. Он может быть проведен и на любом этапе хозяйственных взаимоотношений. Если же выявляются серьёзные проблемы с качеством, то аудит поможет выявить такие недостатки в технологии производства или процессах контроля качества на предприятии, которые могут стать причиной дефектов.
Согласование цены, соответствующей заявленному уровню качества
Трудно произвести добротный продукт без использования качественных материалов и деталей. Независимо от того, насколько хорошо продумана, например, модель мужской сорочки, дизайн не сможет скрыть факт использования ткани низкого качества. А новый красивый смартфон, изготовленный с неподходящей камерой или дисплеем, скорее всего, приведёт к недовольству покупателей и последующему возврату продукта.
Согласование необоснованно низкой цены часто создаёт серьёзные риски для качества готовой продукции. Как и большинство производителей, руководство очень внимательно относятся к собственным затратам, чтобы обеспечить прибыльность.
Многие поставщики с радостью примут ваш заказ по более низкой цене. Однако она почти всегда достигается за счёт качества продукции. Вариантов может быть несколько:
• использование более дешёвого сырья, чем было первоначально согласовано;
• замена компонентов продукта на более дешёвые альтернативы;
• упразднение ряда этапов производственного процесса, чтобы быстрее получить готовое изделие.
Результат - более высокий процент брака, и неважно, из-за чего он получен: неосторожностью работника или просчётами в технологическом цикле производства. Если контрольная проверка качества выполняется эпизодически, то проблема вовремя не выявляется. А потом предотвратить дефект будет слишком поздно: дистрибьютор отзовёт товар с продажи, потребовав устранения этого дефекта, причём в достаточно жёсткие сроки.
Тот факт, что более низкие цены часто означают и более низкое качество, не означает, что вы вынуждены соглашаться с любой ценой, которую предлагает вам производитель. В практике экономических взаимоотношений обычно используются следующие действия, помогающие добиться оптимальной цены на товар:
• сравнение ценовых предложений: запрашивается стоимость аналогичной продукции у нескольких поставщиков, часто являющихся конкурентами в данной сфере деятельности;
• запрос у поставщиков ведомости цен на материалы, а также списков сырья, комплектующих и деталей, используемых при производстве конечного продукта;
• Прогнозирование объёма заказов на материалы длительного хранения, особенно те, рыночная цена которых может существенно измениться в течение короткого периода времени (цветные металлы, сталь, электронные микрочипы); оптовые закупки таких материалов помогают снизить производственные затраты.
Корректировка цены достигается также изменением конструкции изделия. Зачастую чем сложнее стадии технологического процесса и разнообразнее номенклатура комплектующих, тем дороже будет производство.
Получение эталонного образца товара
Один из лучших способов убедиться, что поставщик «всё говорит и ничего не делает», - это запросить у него предсерийный образец продукта. Для его создания производитель должен продемонстрировать, что он способен производить товар в соответствии с желаемым стандартом качества.
Проверка качества эталонного образца (в результате чего может быть выбран или отвергнут потенциальный поставщик) помогает установить, соответствует ли ценовое предложение уровню качества фактического продукта. Но даже если вы уже выбрали поставщика, всё равно следует получить и просмотреть образец продукта. Он определит требования к качеству перед массовым производством, при котором дефекты должны быть сведены к минимуму, либо вовсе отсутствовать.
Эталонный образец даёт вам возможность оставить объективный отзыв поставщику и решить любые проблемы с качеством до начала производства, касающиеся:
• используемых деталей и материалов;
• соблюдения технических характеристик продукта;
• правильной функциональности и производительности;
• современного дизайна упаковки.
После необходимых проверок и согласований эталонный образец может использоваться для сравнения всех характеристик товара, достигаемых при его серийном выпуске. Именно по эталонному образцу устанавливаются стандарты качества, используя которые, можно предпринимать возможные корректирующие действия. Это помогает предотвратить влияние дефектов качества на преобладающую часть готовой продукции.
Как проверяется на соответствие стандартам эталонный образец? Значительную часть работ производитель может выполнить своими силами, не прибегая к сложному оборудованию или инструментам:
• проверить продукт на соответствие техническим условиям;
• протестировать основные функции изделия;
• установить, соответствует ли товар требованиям профильного стандарта.
Предсерийные образцы желательно испытывать в сертифицированной лаборатории. Там возможно качественное выполнение следующих испытаний:
• проверка безопасности;
• тестирование производительности и долговечности;
• проверка состава и чистоты материала;
• сравнительный анализ качества образца с изделием, которое произведено на конкурирующем предприятии;
• тестирование упаковки.
Правило эталонного образца особенно часто применяется в отношении крупных товаров, таких как бытовая техника, мебель или промышленное оборудование. Для сокращения транспортных расходов и времени испытания могут проводиться в регионе расположения поставщика, но в присутствии полномочных представителей вашего предприятия.
После изучения результатов испытания лаборатория должна отправить эталонный образец изготовителю. Если же таких образцов – два, то второй обычно вам следует принять на хранение, возможно, даже опечатать. Это предотвращает возможное вмешательство в процесс третьих лиц, например, с целью подмены образца.
Устанавливаем допуски на дефекты
Эталонный образец не должен быть единственным ориентиром для производителя. Для выполнения технических требований, которые были сформулированы по результатам тестирования, должно быть составлено руководство по качеству, предоставляемое затем поставщику. Такое руководство может быть выполнено в форме маркированного списка требований. Это удобнее, поскольку весь перечень объединяется в один исчерпывающий, но простой в использовании документ.
Эффективное руководство по качеству включает:
• характеристики продукта;
• предельное количество дефектов (если они вообще допустимы);
• требования к объёму тестирования продукта на месте его изготовления;
• особенности упаковки.
Контрольный персонал производителя обязан иметь собственное руководство по качеству выпускаемой продукции. К сожалению, иногда такие руководства адаптируются применительно лишь к некоторым клиентам, к числу которых ваше предприятие может и не относиться. Именно поэтому вам следует отправлять список/руководство по контролю качества поставщику до начала производства товара.
Одна из наиболее частых причин дефектов качества - это просто недопонимание того, что вы изначально хотели. Отправив контрольный список контроля качества вашему поставщику, целесообразно запросить, есть ли у них какие-либо вопросы о ваших требованиях. Возможно, вам придется быть настойчивее.
Стоит ли обращаться по вопросу составления технических требований к сторонней организации? Это возможно, если она уже привлекалась вами к проведению тестовых испытаний. Более того, включив в объём работ раздел об оказании консультационной помощи, можно вообще обойтись без дополнительных затрат.
Контрольные списки, используемые для составления технических требований к качеству, включают в себя:
• перечень и объём процедур тестирования на месте изготовления товара;
• протоколы инспекционного отбора проб по ISO 9001;
• классификацию дефектов.
Обязательно проконсультируйтесь со своим поставщиком при составлении контрольного списка контроля качества. Этот список может оказаться ненужным, если поставщик изначально не может соответствовать предусмотренным стандартам качества. Однако приоритет следует отдавать только тем параметрам качества, которые разработаны вашими специалистами. В частности, при испытаниях эталонных образцов важно предоставлять третьей стороне всю необходимую информацию, необходимую для разработки наиболее подходящего и полезного документа.
Заключение
Как основной производитель, вы должны управлять качеством продукции до момента её отгрузки потребителю. Но в лучшем случае контрольные проверки помогают только при выявлении и устранении дефектов, но не их предотвращения. Именно поэтому вышеописанные шаги показывают свою высокую эффективность. Следовательно, для полной программы мониторинга качества рекомендуются как профилактические меры, так и проверка продукции на всех этапах её изготовления.
Подпишитесь на другие интересные новости нашего сайта.