С 16 июня текущего года начал действовать приказ МЧС России от 08.04.2024 № 294, дополнивший список индикаторов риска в области государственного пожарного надзора (ГПН). Теперь у инспекторов противопожарной службы будет больше оснований для внеплановых проверок, которые разрешено проводить по согласованию с органами прокуратуры.
Суть дополнений
До начала действия рассматриваемого приказа перечень индикаторов МЧС включал шесть пунктов, сейчас к ним добавили ещё два. Оба критерия связаны с наличием противоречий между результатами независимой оценки пожарного риска и расчёта такого риска. При сравнении учитываются данные о расчётных величинах за год, предшествующий поступлению в надзорный орган экспертного заключения.
О повышенной вероятности нарушения законодательных требований в области пожарной безопасности могут свидетельствовать такие расхождения:
Выявление любого из указанных индикаторов может стать основанием для проведения ранее не запланированных контрольных мероприятий, в том числе выездной проверки.
Какие данные учитываются при определении новых индикаторов
Чтобы определить, присутствуют ли в поднадзорной организации указанные выше факторы риска, сотрудники органов ГПН должны сравнить данные актуального заключения эксперта об оценке противопожарного состояния интересующего объекта и отчёта, содержащего расчёт пожарного риска для этого объекта.
Официальное заключение о соответствии (несоответствии) объекта правилам пожарной безопасности выдаётся экспертной организацией по результатам независимого аудита пожарных рисков. Это одна из форм оценки противопожарного состояния, прямо предусмотренная действующим законодательством. Такая оценка проводится на основании договора между собственником объекта и специализированной организацией, которая вправе осуществлять подобные исследования.
Независимая оценка включает анализ документов, обследование здания, при необходимости – проведение испытаний и технических экспертиз. По результатам аудита эксперт делает вывод о соблюдении противопожарных требований. Если обнаружены нарушения, он одновременно даёт рекомендации по их устранению.
Заключение предоставляется инициатору исследования на бумаге либо в виде электронного документа, заверенного усиленной ЭЦП. После оформления результатов проверки у экспертной организации есть 5 рабочих дней, чтобы направить копию заключения в государственный орган, осуществляющий пожарный надзор на проверенном объекте.
Второй документ – отчёт – отражает результаты расчётов, проведённых по специальным методикам МЧС России. Они различаются для производственных и других зданий. Расчёт позволяет определить уровень пожарного риска для людей, которые находятся в помещении, вероятность их гибели в случае возникновения пожара.
Отчёт оформляется в соответствии со Сводом правил, который утверждён приказом профильного министерства от 29.09.2021 № 645. В числе прочего в нём отражается информация о расчётных величинах для конкретного объекта и их соответствие нормативным значениям. Превышение будет свидетельствовать о том, что в здании не обеспечен должный уровень безопасности.
Когда для конкретного объекта предусмотрено составление декларации пожарной или промышленной безопасности, расчёт является составной частью такого документа.
Таким образом, выявление новых факторов риска не будет представлять сложности для органов ГПН. Должностные лица при поступлении копии экспертного заключения о независимом пожарном аудите будут сопоставлять его выводы с расчётом пожарных рисков организации за предшествующий год. Противоречия в этих документах могут стать основанием для внепланового контроля.
Подпишитесь на другие интересные новости нашего сайта.