Официальный сайт дистрибьютора
и магазин справочных систем
Кодекс и Техэксперт
Корзина
Пока пуста
8-800-7000-140 Бесплатный звонок по России

с 4:30 до 18:00 в будни по Мск

Правовое регулирование химической отрасли в России

Правовое регулирование химической отрасли в России

На территории России действует свыше 100 тысяч промышленных предприятий, которые являются частью экономики страны. Основная масса таких предприятий имеет статус потенциально-опасных для экологии, в том числе с химическими показателями класса опасности. Из них около 3 тысяч предприятий относят к категории повышенной опасности. В качестве опасного статуса предприятия признаны наличие на производстве синтеза, условий по переработке сырья, транспортировка продуктов, хранение. К таким потенциально опасным вещам относят кислоты, окислители, ЛВЖ, горючие или взрывчатые вещества, токсиканты категории «эко», сильнодействующие ядовитые и отравляющие вещества и пр.
 

Как регулируются правовые вопросы в химической промышленности

Несмотря на то, что химическая промышленность досталась России от советского наследия, к большому сожалению, в последние годы эта отрасль превратилась в проблемную. В частности, на большинстве предприятий отсутствует модернизация производства и недопустимый класс износа оборудования представляет потенциальную угрозу окружающей среде и здоровью человека. Так по данным Ростехнадзора, износ производственных фондов в химической промышленности достигает отметки 47%, износ оборудования – до 50%. На некоторых промышленных площадках есть критические показатели износа – 80%. Модернизация отрасли идет слабо, можно сказать что в некоторых регионов вообще не прикладывают усилия к модернизации производственных площадей. По данным Роскомприроды, сейчас на территории страны скопилось свыше 2 млрд тонн потенциально опасных химических отходов. Несмотря на проблемы в отрасли, Российская Федерация подписала ряд международных документов и приняла внутрироссийские законы для обеспечения химической безопасности. Так, в качестве фундаментальных стратегий за основу были взяты:

1. «Устойчивое развитие».
2. «Загрязнитель оплачивает».
3. «Подход транссекторного вида».
4. «Подход к предотвращению загрязнения».
5. «Специальное регулирование по обращению потенциально опасных веществ».
6. «Анализ опасности и степени риска».
7. «Участие в решение проблемы заинтересованных лиц».
8. «Доступные технологии для лучшей безопасности».
9. «Доступ к экологической информации».

Вышеуказанные принципы стали основой для разработки международных и внутрироссийских регламентов для обеспечения химической безопасности. Ряд документов было принято еще во времена СССР, и РФ, как правопреемница обязана была выполнить нормативные условия нижеуказанных документов. На сегодняшний день законодательство по химической безопасности на территории РФ базируется на основании следующих решений международных организаций:

1. Конвенция ООН об изменении климата (РКиК), принята в 1992 году, в Рио-де-Жанейро.
2. Конвенция об охране озонового слоя. Принята в вене в 1985 году, РФ подписала в 1991 году.
3. Монреальский протокол от 1987 году. Позже было внесено 3 поправки, к которым РФ не присоединилась.
4. Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха. Принята в 1979 году в Женеве. Россия, как правопреемник СССР подписала документ в 1980 году, но некоторые положения данной конвенции не действуют на территории РФ.
5. Конвенция СОЗ (стойкие органические загрязнители). Документ был принят в Стокгольме в 2001 году, Россия подписала документ, но не ратифицирован Государственной Думой.

Как видим, Россия является участником многих международных конвенций в области обеспечения химической безопасности. Однако, в настоящее время имеется трудность интеграции данного положения во внутрироссийскую систему законов. Основная причина – несоответствие ряда положений конвенций с российским законодательством и отсутствие чёткого взаимодействия для решения сложных задач между заинтересованными ведомствами.
 

Как в России решаются вопросы правового применения международных конвенций

Многие законы и регламенты были утверждены до 1998 году, и сейчас их исполнение и культура крайне низкая, что сказывается на общем состоянии дел в химической отрасли. Вторая не менее важная проблема – это отсутствие единого информационного ресурса, наподобие того, что есть сейчас в ЕС – сайт европейских комиссий. По сути, межведомственное взаимодействие на территории РФ в вопросах химической безопасности решается крайне неудовлетворительно. Третья проблема – это отсутствие какой-либо четкой дисциплинарной ответственности за нанесения вреда окружающей среды. Штрафные санкции незначительные, поэтому предприятиям выгодно лишний раз засорять окружающую среду, заплатить штраф, чем исполнять требования надзорных органов.

Такое положение дел привело к тому, что на территории России произошло резкое перераспределение ролей отраслей химического производства. Лидером стал неожиданно сегмент производства минеральных удобрений, где производство калийных и фосфорных удобрений вышло на мировой уровень. Вместе с этим развитие данного сегмента ведет за собой несогласованность действий надзорных органов по причине отсутствия четкой стратегии исполнения как внутрироссийского законодательства, так и международных документов в области обеспечения химической безопасности.
 

Еще не решили? Тогда попробуйте демо-версию!

Получите доступ на неделю!


Подпишитесь на другие интересные новости нашего сайта.

*Обязательные поля для заполнения