В апреле текущего года Ростехнадзор утвердил федеральные нормы и правила, регулирующие обоснование безопасности опасных производственных объектов (далее – ОПО). Соответствующий приказ № 142 вступит в силу с 1 сентября и заменит прежний нормативный акт по этому вопросу. О ключевых положениях нового документа и основных отличиях от предыдущего читайте в этой статье.
Обоснование безопасности: суть и содержание документа
Обоснование безопасности для ОПО представляет собой документ, который обязательно готовить в тех случаях, когда это прямо предусмотрено специальным законом № 116-ФЗ. Ростехнадзор в рамках компетенции ведомства устанавливает основные требования к такому обоснованию, его содержание и структуру, а также порядок составления.
Обоснование разрабатывается для каждого ОПО отдельно и должно включать:
Составление обоснования ведётся на этапе подготовки проектной документации для возведения объекта или проведения на нём других мероприятий, при которых это обязательно.
Структура документа
По общему правилу, обоснование должно состоять из титульного листа, оглавления и четырёх разделов. Разработчик вправе включить в его состав и другие элементы, если это предусмотрено техзаданием.
Титульный лист содержит основные сведения об ОПО и компании, которая его эксплуатирует либо будет эксплуатировать, если речь идёт о проектируемом объекте. Данных, отражённых на титульном листе, должно быть достаточно для идентификации ОПО.
Первый раздел включает общие сведения об ОПО и его описание, данные о заказчике и области применения документа, а также список отступлений от нормативных требований либо новые требования, устанавливаемые для данного объекта.
По сравнению с прежним нормативным актом объём сведений раздела несколько расширен. В частности, теперь там будет указываться не только название и местонахождение ОПО, но и его регистрационный номер и класс опасности (для проектируемых объектов – класс, обозначенный в проекте). Также в этот раздел теперь надо будет включать информацию о техзаказчике проектируемого ОПО и организации, использующей опасный объект.
Второй раздел посвящён оценке рисков. В нём отражается анализ возможных рисков с указанием использованной методологии, исходные данные по аварийности, положенные в основу анализа, перечень основных факторов риска, а также результаты оценки. Требования к содержанию этого раздела по сравнению с предыдущими, по существу, не изменились.
Третий раздел обоснования также остался в прежней редакции. В нём должны быть отражены условия, при которых эксплуатация ОПО будет безопасной, в том числе организационные меры, требования к техническим системам и квалификации сотрудников. Здесь же приводится оценка безопасности эксплуатации ОПО при отступлении от нормативных требований.
При подготовке обоснования в случаях капремонта, консервации или ликвидации ОПО третий раздел в его состав не включается.
Четвёртый раздел содержит требования, соблюдение которых обязательно в процессе эксплуатации ОПО и при проведении на нём определённых мероприятий. Раньше здесь отражались требования к капремонту, консервации и ликвидации, теперь к ним добавили проведение технического перевооружения. Кроме того, в этом разделе теперь нужно будет перечислять мероприятия, направленные на обеспечение безопасности с учётом применения новых требований, установленных для ОПО (раньше это касалось только отступления от федеральных норм).
Ещё один важный момент: в рассматриваемом документе прямо прописано, что показатели безопасности при отступлении от федеральных нормативов после реализации компенсационных мероприятий не должны выходить за пределы диапазона, установленного для эксплуатации без отступлений.
Разработка и корректировка обоснования
Обоснование готовит лицо, которому поручена разработка проектной документации, в соответствии с техзаданием. Его составлению должен предшествовать анализ законодательства и выбор ключевых технических решений. Такие решения могут относиться к объекту в целом, его частям и даже отдельным техническим устройствам, которые на нём применяются. Каждое из них должно допускать возможность проверки исполнения. Разрабатывать одно обоснование для нескольких объектов не допускается.
Изменения в обоснование разрабатываются в том же порядке, что и исходный документ. Необходимость в этом может возникнуть в случае проведения реконструкции или технического перевооружения, изменения условий эксплуатации или нормативных требований, а также в случае недостаточности ранее внедрённых мероприятий. При подготовке изменений обязательно соблюдение федеральных норм и правил.
Рассмотренный документ имеет конкретный период действия: он будет применяться до 1 сентября 2030 года.
Подпишитесь на другие интересные новости нашего сайта.