За совершение согласованных действий и заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, для хозяйствующих субъектов предусмотрена административная ответственность. На виновных могут быть наложены довольно крупные штрафы, а к должностным лицам даже применена дисквалификация. Однако такие правонарушения отличаются высокой латентностью и сложностью доказывания, так как антимонопольный орган в процессе расследования сталкивается с активным противодействием со стороны нарушителей.
Федеральным законом № 500-ФЗ от 05.12.2022 в Закон о защите конкуренции внесены некоторые изменения, направленные на совершенствование механизма пресечения нарушений, упрощение работы уполномоченных органов по сбору доказательств. Одно из них – установление порядка подачи участниками рынка заявления о совершении действий, ограничивающих конкуренцию, или заключении антиконкурентных соглашений.
Суть и порядок подачи заявления
Освобождение от ответственности лиц, нарушивших антимонопольные правила, и раньше допускалось на основании первого примечания к статье 14.32 КоАП РФ.
По сути, заявление нарушителя о содеянном представляет собой своеобразную «явку с повинной», цель которой для хозяйствующего субъекта (или группы лиц) состоит в смягчении ответственности или полном освобождении от неё. Заявитель информирует антимонопольный орган о допущенных нарушениях законодательства о конкуренции, тем самым облегчая доказывание по делу, а взамен вправе рассчитывать на встречное содействие.
Новая статья 44.1, которой дополнен Закон о защите конкуренции, определяет порядок подачи заявления и его содержание.
Заявление могут подать участники рынка, которые совершили одно из следующих нарушений:
Признаки таких соглашений и действий содержатся в специальном законе № 135-ФЗ.
Соглашение – это договорённость, оформленная в письменной или устной форме. Письменное соглашение не обязательно должно быть представлено в виде единого документа, оно может содержаться в нескольких документах, подписанных сторонами.
Понятие согласованных действий раскрыто в статье 8 Закона № 135-ФЗ. Они должны соответствовать сразу нескольким признакам:
Подать в антимонопольную службу заявление о действиях и соглашениях, ограничивающих конкуренцию, может хозяйствующий субъект или соответствующая определению Закона № 135-ФЗ группа лиц. Чтобы рассчитывать на смягчение ответственности, сделать это необходимо до оглашения резолютивной части решения по антимонопольному делу.
Форма и содержание заявления
Закон предусматривает возможность подать заявление в письменном виде или в форме электронного документа.
Если в качестве заявителей выступает группа лиц, документ должен быть подписан каждым из них. Заявление в электронном виде подписывается квалифицированной ЭЦП.
Независимо от формы подачи, заявление должно содержать:
Для подтверждения обстоятельств правонарушения заявитель может приложить соответствующие документы или их копии.
Действия антимонопольного органа при поступлении заявления
Если документ соответствует всем требованиям, он регистрируется в специальном журнале учёта не позднее следующего дня, а заявителю выдаётся расписка о получении. В расписке должно быть указано, кто именно, когда принял и зарегистрировал заявление. Когда требования закона при подаче заявления не соблюдены, оно возвращается заявителю без регистрации в тот же срок.
Должностные лица органов ФАС не вправе разглашать информацию о поступившем заявлении и его содержании, а за нарушение этого требования несут ответственность.
Результаты рассмотрения заявления об антиконкурентном соглашении должны быть указаны в резолютивной части решения по антимонопольному делу. Уполномоченный орган отражает там выводы о наличии оснований для более мягкого наказания одного или нескольких участников сговора, а также освобождения одного из них от ответственности.Их наименования в решении указываться не должны.
Новый порядок может стать эффективной мерой противодействия нарушениям законодательства о защите конкуренции, так как он учитывает интересы и организаций, и антимонопольного органа. Чёткая регламентация процедуры и сроков подачи заявления исключает двусмысленное толкование закона и злоупотребление своими правами со стороны хозяйствующих субъектов. Как будет реализована новая статья, покажет правоприменительная практика антимонопольных органов.
Подпишитесь на другие интересные новости нашего сайта.