Важным фактором, который влияет на качество оказанной медицинской помощи в лечебных учреждениях, является четкое выполнение требований, предъявленных к условиям хранения лекарственных препаратов. Учитывая всю ответственность, что первостепенно в сфере медицинских услуг, строгое соблюдение нормативных актов предусматривает контроль на всех этапах: от поступления в аптеку или аптечный склад лечебного учреждения до применения пациентами.
Чтобы лекарственные средства сохраняли свои изначальные фармакологические свойства, существует обязательный порядок транспортировки и хранения. При этом существенную роль играет не только учет количества препаратов и их хранение в соответствии со сроком годности, предусмотренным производителем, но и организация специальных условий, при которых не происходит нарушения их физико-химических свойств. Особое отношение сформировалось по вполне понятным причинам к таким категориям медикаментов, как сильнодействующие, наркотические, психотропные, ядовитые средства и их прекурсоры.
В связи с этим здравоохранение предусматривает нормативную базу, в которой определены основные принципы хранения лекарств. Их соблюдение должно быть неукоснительным и этому есть объективное объяснение. При воздействии внешних факторов (света, температуры, влажности и т.д.) может происходить инактивация и разложение медицинских препаратов. При этом возможно образование фармакологически негативных веществ, в том числе токсичных и ядовитых продуктов. Риск таких последствий увеличивается при воздействии факторов внешней среды, а также по истечению срока годности медикамента. В связи с этим для каждого лекарственного средства предусмотрен определенный срок годности. Он отображается в виде маркировки, нанесенной на банки, флаконы или коробки.
Во времена СССР для готовых заводских медицинских препаратов была принята система кодирования, где для каждой выпускаемой промышленной партии была присвоена заводская серия с маркировкой не менее чем из 5 цифр, с указанием сроков годности или ежегодного контроля. Расшифровка кодировки импортных и отечественных препаратов отличается.
Применяемая в настоящее время АТС состоит из 15 подгрупп, которые располагаются в зависимости от оказываемого воздействия. Вся информация о лекарственном средстве должна быть указана на листке-вкладыше и включать: форму выпуска, состав, показания и противопоказания препарата, указания и предостережения, инструкцию и специфику употребления, а также взаимодействия с другими средствами. Обязательны сведения о передозировке, отрицательных воздействиях, сроках и условиях хранения, рецептном статусе.
Медицина, как и любая наука, развивается стремительными шагами, в том числе это касается и фармакологии. Министерством здравоохранения и социального развития были приняты новые правила (Приказ №706н от 23.08.2010 г.), с установленными требованиями к помещениям и условиям по хранению лекарственных средств для производителей, организаций оптовой торговли, аптек и аптечных складов лечебных учреждений. Как и ранее, хранение лекарственных средств должно производиться в соответствии с правилами их размещения по группам: список А, представленный ядовитыми и наркотическими веществами, и список Б, объединяющий сильнодействующие препараты.
Существовавший ранее список А и Б предписывал условия их хранения, назначение, дозировку, предостережения об осложнениях, прописанные в Отраслевом стандарте. Он был в употреблении вплоть до мая 2010 , когда был отменен Приказом Министерства здравоохранения. Утратившие силу списки, вместе с тем сохранили действующие требования. Чтобы не возникало проблем с контролирующими органами по применению конкретного препарата, условиям его хранения, используют указания из инструкций. Помимо этого рекомендуется следовать правилам хранения в соответствии с ранее действующими списками.
В прошлом году было издано постановление Правительства РФ № 970 от 25.09.2012 г, которое подчеркнуло важность осуществления государственного контроля над обращением медицинских изделий. Согласно данному документу предусмотрена система государственного контроля, а также перечень полномочий органов власти за оборотом изделий медицинского назначения. Основная цель данного документа – это усиление заботы о здоровье граждан страны. Проверяющие органы вправе проводить экспертизы и оценивать причинно-следственные связи при выявлении нарушений со стороны деятельности ответственных лиц (аптеки, аптечные склады) в тех случаях, когда их деятельность по хранению и реализации привела к возникновению угрозы здоровью граждан. При этом индивидуальные и юридические лица имеют праву на защиту своих прав согласно действующему законодательству РФ.