Урегулировать налоговые споры согласно налоговому кодексу возможно до суда. К тому же, этот порядок для налогоплательщика не обязанность, а право. Другими словами, у вас есть возможность выбирать, оспорить действие налоговой инспекции или ее должностных лиц в суде, или же оставить за собой право на разрешение налоговых споров до суда. Что предпочесть в вашем случае, решаете только вы, но стоит отметить, что каждый вариант имеет свои преимущества.
Необходимо помнить, что при досудебном урегулировании спора всегда остается право впоследствии обратиться в суд. Следовательно, не плохо бы сделать попытку договориться с налоговиками по-хорошему. Но при этом не стоит забывать, что жалоба, поданная в вышестоящую инстанцию, рассматривается примерно 30 дней, а этот срок для бизнеса может быть катастрофическим. Например, если решается вопрос по оспариванию запрета проведения операций на банковских счетах.
Прежде чем будет рассмотрена вышестоящим руководством ваша жалоба или суд приступит к рассмотрению дела по существу. У вас же все это время не будет возможности пользоваться своими деньгами. Но остается еще надежда на то, что налоговый орган, стоящий выше, решит вопрос в вашу пользу, тогда необходимость обращения в суд отпадет сама собой, и в этом случае можно уменьшить расходы, не платя государственную пошлину. Но в то же время, если учесть, что ее размер по подобным делам равен двум тысячам рублей, можно не жадничать.
В общей сложности, надо признать, что рекомендовать что-то конкретное здесь сложно. Принимать решение по вопросу применять или не применять право на досудебное решение налоговых споров, необходимо учитывая особенности, создавшиеся в каждой из конкретных ситуаций, интересы клиента, обстоятельства дела. Так, что разобраться во всем этом под силу только опытным квалифицированным юристам.
Надо напомнить, что согласно
налоговому кодексу РФ, акты составленные налоговыми органами, действие или
бездействие их работников обжалуется в досудебном порядке в вышестоящую инспекцию.
Притом, что вместе с поданной жалобой есть возможность для защиты нарушенного
своего права обратиться в суд. И вышестоящий орган налоговой инспекции, и суд
имеют право приостановить совершение обжалуемых действий или исполнительных
незаконных актов.
Вместе с тем, чтобы вышеуказанные органы смогли
воспользоваться имеющимся у них правом, необходимо соответствующее ходатайство
от налогоплательщика.
Говоря о суде, следует напомнить, что вместе с подачей иска или даже чуть ранее, необходимо подать заявление о мерах по обеспечении. В целом, можно заметить, что чаще всего действие обжалуемых актов приостанавливают именно судебные органы. Вышестоящие налоговые органы мало заинтересованы, потому-то они нередко оставляют не удовлетворенными такого рода заявления. Однако, знающий юрист сможет настоять и добиться своего от фискальных органов.
Процедура урегулирования налоговых споров в порядке досудебного разбирательства проходит в строго установленном порядке. О некоторых его особенностях необходимо упомянуть:
1. Подать жалобу можно в
течение 90 дней с момента, когда лицу стало известно, что его права были
нарушены. Допустима просрочка данного срока при наличии уважительной причины.
2. Подача жалобы на привлечение к налоговой
ответственности решение, по которому уже вступило в законную силу, возможна в
течение 12 месяцев со дня вынесения решения.
3. В любых случаях жалоба подается в письменной
форме.
4. Подача жалобы производится в налоговую
инспекцию, которая инициировала вынесение оспариваемого решения. Она же в свою
очередь в трехдневный срок с момента получения жалобы обязана передать ее со
всеми материалами, относящимися к этому делу в вышестоящую инстанцию.
5. По закону, лицо подавшее жалобу имеет право
на ее отзыв.
6. На основании результатов рассмотрения
поданной жалобы вышестоящая налоговая инспекция может вынести следующие
решения:
- Отказать в удовлетворении жалобы.
- Поданную жалобу удовлетворить, обжалуемый акт
считать недействительным.
- Производство дела о налоговом правонарушении
закрыть, решение отменить.
- Внести поправки в имеющееся или вынести иное
решение.
7. В том случае если применяется досудебный
порядок разрешения налоговых споров, жалоба должна быть рассмотрена в течение
месяца с момента ее подачи. При этом по решению, вынесенному руководителем
вышестоящего налогового органа возможно продление срока до 15 дней. В основном
так происходит, когда необходимо получить документы для детального рассмотрения
жалобы от налоговой, которая является одной из сторон спора.
8. О принятом вышестоящим налоговым органом по
итогам рассмотрения поданной жалобы решении налогоплательщик должен быть
оповещен в трехдневный срок со дня его принятия.
Стоит заметить, что налоговыми органами повсеместно довольно часто нарушаются законные требования и приведенный выше порядок, не соблюдаются и установленные сроки. Именно поэтому, очень важно заблаговременно обеспечить себе поддержку опытного юриста, который возьмется проконтролировать процесс по рассмотрению жалобы, проверит соблюдение установленных сроков.
Ко всему вышесказанному, немаловажно будет напомнить о действиях, которые необходимо предпринять налогоплательщику после того, как составлен акт налоговой проверки. Обстоятельства таковы, что по закону нельзя обжаловать данный документ. До тех пор, пока решение не вынесено, написать жалобу нельзя. Вместе с тем, действия человека хорошо знающего законодательство могут повлиять на мнение налогового органа, и вынесенное решение будет в пользу налогоплательщика, несмотря на то, что в акте проверки содержалось иное мнение. Чтобы добиться этого, необходимо в пятнадцатидневный срок со дня составления акта проверки предъявить свои возражения на него в местный налоговый орган. По результатам их рассмотрения, руководителем налоговой будет назначено место и время для обсуждения предъявленных возражений.