В данном разделе речь пойдет о Приказе МФ РФ от 17.08.12 №113н "О внесении изменений в приказ МФ РФ от 02.07.10 №66н" (далее – приказ МФ РФ №113н) (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.10.12, опубликован в "Российской газете" 17.10.12).
Как следует из названия, приказ МФ РФ №113н внес коррективы в Приказ МФ РФ от 02.07.10 №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
1) Пункт 5 Приказа №66н, в котором определена необходимость заполнения в бухгалтерской отчетности, представляемой в Госкомстат и другие органы графы "Код" с указанием кодов строк бухгалтерской отчетности, дополнен следующим уточнением. В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.
2) Помимо этого приказ МФ РФ №113н утвердил самостоятельные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства (с соответствующими формами можно ознакомиться в Приложении №1 к настоящему Обзору).
Данные формы по сути представляют собой все те же формы баланса и отчета о прибылях и убытках, но содержащие лишь укрупненные показатели. Так, например, в балансе субъекта малого предпринимательства по строке "Материальные внеоборотные активы" будут указываться данные об основных средствах и об незавершенных капитальных вложениях в основные средства, по строке "Нематериальные активы и другие внеоборотные активы" – помимо данных об НМА будут представляться результаты исследований и разработок, незавершенные вложение в объекты НМА, отложенные налоговые активы. Форма баланса субъекта малого предпринимательства не предполагает отдельной строки для дебиторской задолженности (данные будут отражаться по строке "Финансовые и другие оборотные активы").
В Отчете о прибылях и убытках субъекта малого предпринимательства обращает внимание строка "Налоги на прибыль (доходы)", по которой должны отражаться налог на прибыль, изменение отложенных налоговых активов и обязательств.
Из текста приказа МФ РФ №113н однозначно не ясно, является ли применение субъектами малого предпринимательства именно этих новых утвержденных приказом МФ РФ №113н форм бухгалтерской отчетности обязательным, или они по выбору лица могут применяться наряду с общими формами отчетности.
С одной стороны, право на представление в отчетности показателей в укрупненном виде является именно правом организации.
С другой стороны, утвержденные приказом МФ РФ от 02.07.10 №66н (в редакции приказа МФ РФ №113н) формы бухгалтерской отчетности являются обязательными для хозяйствующих субъектов, и никаких указаний на то, что новые формы отчетности для субъектов малого предпринимательства могут применяться ими по своему желанию наряду с общими формами в новой редакции приказа МФ РФ нет.
Таким образом, при наличии по данному вопросу некоторой неопределенности следует признать, что в большей степени на сегодня представляется вариант, при котором субъекты малого предпринимательства, готовя бухгалтерскую отчетность, должны применять формы, утвержденные Приказом МФ РФ №113н в обязательном порядке (даже если до сих пор они не пользовались правом на подготовку своей отчетности в упрощенном виде). Нам представляется подобный вывод не вполне справедливым и логичным, но именно он следует из буквального толкования текстов приказа МФ РФ №66н (в редакции приказа МФ РФ №113н).
Приказ МФ РФ №113н вступил в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования, что означает, что впервые он начнет применяться при подготовке годовой отчетности уже за 2012 год.
Обращаем также внимание на приказ ФНС РФ от 16.11.2012 №ММВ-7-6/881@, утвердивший формат представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме.
Сообщаем об Информации Минфина РФ №ПЗ-3/2012, размещенной на сайте официальном сайте ведомства (www.minfin.ru), которой рассмотрены отдельные вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Обращаем внимание, что данный документ был разработан контролирующим органом до утверждения специальных форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства, поэтому Информация подготовлена без учета таких изменений.