Информируем о проекте приказа Минтруда РФ "О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н".
Работа над проектом была начата еще в декабре 2012 г., когда по результатам заключения Минэкономразвития РФ от 12.05.2012 "Об экспертизе приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" было выявлено, что:
"проведение аттестации рабочих мест нецелесообразно по всему объему рабочих мест, поскольку такая процедура влечет увеличение избыточных расходов хозяйствующих субъектов, а также разработчиком нормативного акта не было представлено сведений, доказывающих статистику по производственному травматизму".
Экспертное заключение также содержало предположение о целесообразности установить дифференцированный период проведения аттестации рабочих мест в зависимости от видов рабочих мест, в том числе по профессиям и отраслям деятельности хозяйствующих субъектов. Более того, было высказано мнение о возможности предусмотреть однократное проведение аттестации рабочих мест для тех видов деятельности, по которым отсутствует подтверждение статистики производственного травматизма, несчастных случаев, профессиональных заболеваний у работников.
Несмотря на данные выводы, первоначальный проект приказа от 04.12.2012 о внесении изменений сохранял необходимость первичной аттестации для всех рабочих мест.
Рассматриваемый в настоящее время проект предполагает, что аттестации будут подлежать только те рабочие места, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:
работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами или их эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт;
работу с источниками опасностей, способными оказать вредное воздействие на работников, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
хранение перемещение и (или) применения сырья и материалов.
При этом прямо указанным исключением являются рабочие места, на которых работники исключительно заняты на ПЭВМ (ПК) и (или) эксплуатируют копировально-множительную технику настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Должен найти свое изменение и вопрос о сроках проведения аттестации. Согласно проекту аттестация указанных выше рабочих мест должна проводится не реже 1 раза в 5 лет, при этом если по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными, аттестация не проводится, за исключением случае внеплановой аттестации.
В продолжение рассмотрения данного вопроса предполагается дополнение оснований проведения внеплановой аттестации случаем обращения работника или представительного органа работников с соответствующим заявлением, а также случаем вынесения предписания об этом федеральной инспекцией труда.
В том случае, если указанные поправки будут приняты и вступят в силу с установленной даты, нарушения порядка проведения аттестации рабочих мест, рассматриваемые как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ, более не будут квалифицироваться как таковое, а, следовательно, и нести риск привлечения к ответственности в размере от 30'000 до 50'000 рублей. До вступления в силу таких изменений отсутствие аттестации рабочих мест продолжает являться нарушением законодательства о труде и основанием для привлечения к административной ответственности.